Суббота, 23.11.2024, 21:07

Персональный сайт педагога-психолога

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Кабинет педагога-психолога

 

Кабинет педагога-психолога

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.

На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Кроме того, в литературе можно встретить отдельные рекомендации по светоцветовому оформлению кабинета, использованию в нем музыкальных средств или дополнительных средств дизайна интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных условий работы педагога-психолога в образовательных учреждениях.

Предлагаем некоторые варианты организации рабочего пространства, для того чтобы педагоги-психологи могли оборудовать свой кабинет в зависимости от запросов и возможностей именно их образовательного учреждения.
Расположение кабинета

Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован.

Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом,физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.

Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.

В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.
 

Зонирование рабочего пространства кабинета педагога-психолога
 

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификойпрофессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, целесообразно разделить его на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

  • первичного приема и беседы с клиентом;
  • консультативной работы;
  • диагностической работы;
  • коррекционно-развивающей работы;
  • игровой терапии;
  • релаксации и снятия эмоционального напряжения;
  • рабочую (личную) зону педагога-психолога;
  • ожидания приема.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом педагога-психолога можно поставить шкаф и разместить в нем необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литературу
и т. д., а также картотеку с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).

При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется:
окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать подвесной светящийся потолок), а стены - в светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах - светло-голубые) тона;
обивать стены драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;
использовать в оформлении кабинета элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.);
закрывать полы мягким ковровым покрытием темно-зеленого цвета или других природных цветов;
устанавливать двойные двери или двери с тамбуром;
завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату (для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.);
приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации - с подголовниками или высокими спинками.

Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлять ее рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.

Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, должны быть систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).

Зона игровой терапии в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по-особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.

Уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. п. Обстановка должна помогать детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.

В помещениях для психологической работы не рекомендуется использовать:

  • блестящие поверхности;
  • лампы накаливания;
  • яркую и мелькающую цветовую подсветку;
  • все элементы ландшафто- и фитодизайна одновременно.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки - все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.

Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.).

Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских школ и детских садов. Поэтому кабинет можно оборудовать на базе как стандартного (например, класса или групповой), так и подсобного помещения.
В небольшом кабинете не получится разместить все предложенные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень функциональным. Например, оборудовать зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы, консультативную и рабочую (личную) зоны педагога-психолога. В таком случае особенно важно правильно подобрать для кабинета мебель: она должна быть компактной, удобной и многофункциональной, желательно светлых тонов.

В таком кабинете педагог-психолог может осуществлять лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами. Для реализации деятельности в полном объеме ему необходимо договориться с администрацией своего учреждения о возможности использования других помещений.

Оптимальный вариант - объединить при оборудовании кабинета педагога-психолога два помещения (например, небольшое помещение и стандартный класс или групповую). Такая модель кабинета особенно функциональна, если в образовательном учреждении работает не один психолог, а несколько специалистов. В этом случае они могут вести прием одновременно не мешая друг другу. Зональное разделение при этом может быть следующим:
в малом кабинете - рабочая (личная) зона педагога-психолога; зона консультирования; зона индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы;
в большом кабинете - зона групповой диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной работы; зона группового (например, семейного) консультирования. Здесь же проводят тренинговые или факультативные занятия.

Светоцветовое оформление кабинета педагога-психолога

При организации кабинета педагога-психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.

В кабинете рекомендуется использовать комбинированное освещение. До и после проведения восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий необходимо применять обычное верхнее освещение; во время специальных занятий - включать боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направлять на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет.

Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать его на диалог и доверительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет. Поэтому при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии.

Все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (далее - ЦНС) человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона положительно влияют на психофизиологическое состояние, вызывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека

1. Стимулирующие (теплые) цвета:
красный - побуждает к действию, волевой, жизнеутверждающий;
оранжевый - располагает к задушевной беседе, теплый, уютный;
желтый - способствует лучшему установлению контакта.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета:
фиолетовый - стимулирует состояние погружения в себя;
синий - отстраняет, создает дистанцию.

3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета:
зеленый - освежает;
оливковый - успокаивает, смягчает;
желто-зеленый - раскрепощает.

4. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета:
охра - смягчает рост раздражения;
коричневый, землистый - стабилизирует;
темно-коричневый - смягчает возбудимость;
белый, серый - гасят раздражение;
темно-серые, черно-синие, зелено-синие - изолируют и подавляют раздражение.

5. Пастельные цвета:
розовый - вызывает нежность;
лиловый - усиливает замкнутость и изолированность;
пастельно-зеленый - смягчает;
серовато-голубоватый - вызывает сдержанность.

Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле не так тепло сидеть, как на стуле красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в них одинакова.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое состояние человека. Белый цвет хорошо воспринимается только в тех случаях, когда выступает фоном для других цветов.

При оформлении кабинета необходимо также обратить внимание на цвет входной двери. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому. Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.

Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В возрасте 9-11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет большинства - синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека, с постепенно возникающей склонностью к более глубоким цветам. Исследования также показали наличие связи между предпочитаемым цветом и психологическими характеристиками человека.

В зависимости от расположения цвета в комнате он может по-разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога-психолога необходимо учитывать следующие рекомендации.

Зоны ожидания приема и консультативной работы желательно оформить так, чтобы цветовое решение пространства обеспечивало относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.

Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с применением ярких насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих.

Зону релаксации и снятия психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.


Фитодизайн кабинета

В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).

В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей.

Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.
Техническое оснащение кабинета педагога-психолога


Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:

  • оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
  • система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
  • система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является "лицом" работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности.
В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым.


М.В. Зиновьева,
канд. психолог. наук

Источник: Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №0 2011 год